Вторник, 29.09.2020, 04:53 | RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Я, Маковецкий Михаил Леонидович...
Главная
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Библия [0]
Текст Библии — это и есть эталон еврейской литературной традиции. Не зависимо от того, на каком языке еврейская литература в дальнейшем создавалась, иврите, идише, русском или английском. И Шалом-Алейхем просто творил в рамках этой традиции. Как и Жванеций, к примеру. Вот эту литературную традицию, в меру своего скромного дарования, я и хотел донести до русскоязычного читателя.
Мои пряные тексты [317]
Это мои научно-популярные тексты. Фактические это переводы на русский язык ивритоязычных источников. Но переводы литературные.
Библия (продолжение 1) [72]
Я совершил дерзкую попытка сделать литературно-шутливый перевод Библии на современный русский язык. Иврит и русский я знаю примерно на одном уровне. Поэтому и решился.
Поиск
Друзья сайта
  • Рамблер-пресса
  • Переводчик
  • Проза.ру
  • Удаф
  • Израильские новости
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Мои пряные тексты

    Амазиги и их будущее государство
    За пару дней до падения Триполи Каддафи обналичил сколько-то там тонн золота. И исчез, оставив захватившим берберам город и пару десятков безутешных телохранительниц. В результате рынок золота рухнул с 1900 долларов за унцию до 1700 за три дня. И вновь вернулся к уровню 1900 долларов за унцию лишь через неделю. Это я к тому, что если на что-то  существуют фундаментальные причины, то никакие резкие одномоментные действия общую тенденцию не изменят.
    Говорят, Каддафи духовно надломился после того, как его покинула полногрудая украинская медсестра, 38-летняя Галина Колотницкая. Много плакал, забросил борьбу за зеленные идеалы, отпустил вожжи. И процесс пошел, бывает. Впрочем, речь пойдет не о нем. Совсем не важно, поймают его или не поймают. Керенский умер в 1973 году, пережив не только своего школьного друга Ленина, но и революционного семинариста
    Сталина. Но значения это не имело никакого.
    В данном тексте речь пойдет о новых хозяевах страны, которые являются ее коренным населением. То есть о берберах. Термин «берберы», как и термин «кавказцы» объединяет несколько народов. Коренным населением стран Северной Африки, которое жило здесь до прихода арабов, являются берберы. Которые, представленные десятками различных народов, проживают в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии и Египте (западнее Нила). Восточнее Нила живут бедуины, которые родственны бедуинам Саудовской Аравии и к берберам никакого отношения не имеют.
    Собственно, все население Северной Африки западнее Египта (кроме Туниса) — это берберы разной степени арабизации. Но некоторые из них арабизировались до такой степени, что считают себя арабами. Некоторые не арабизировались вовсе и даже сейчас продолжают говорить на своих языках. Одним из таких не арабизированных берберских народов являются амазиги.
    Берберы имели несколько своих, берберских государств, в частности, Маринидское, Зайянидское и Хафсидское государства, почти полностью совпадающих в своих границах с современными Марокко, Алжиром и Тунисом. Последнее берберское государство — Конфедеративная Республика Риф — была созданная после победы при Анвале в 1921 году. Но через 5 лет в республику Риф вторгся 250-тысячный испано-французской корпус во главе с маршалом Петеном. Будущий сдавшийся Гитлеру маршал тактически грамотно применил там химическое оружие и вырвал победу. В результате республика Риф была поделена между Францией и Испанией.
    Франция, завоевав в 1830 году Алжир, а затем Марокко и Тунис, предоставила берберам возможность обучаться на своем языке в специальных французских школах для берберов. Через эти школы внедрялась французская культура и подчеркивалась евро-берберская идентичность (до принятия ислама берберы были христианами). Что делалось на случай арабских восстаний в колонии.
    В «освободившихся» же странах Магриба (то есть с переходом власти от французов к арабам) возобладал жесткий курс на арабизацию всех нацменшинств. В результате евреи Магриб покинули, благо было куда, а берберы начали бунтовать. Впрочем, берберский вопрос решался везде по-разному и не окончательно.
    К берберам относят также туарегов, но это несколько отдельная песня. В отличие от остальных берберов, которые имеют средне семитскую внешность, туареги мулаты. Хотя язык туарегов тамашек относится к берберским языкам (семитская группа). А все потому, что туареги являются потомками берберского народа зенага, смешавшегося с их негритянскими рабами. Причем негритянский компонент в них преобладает. Туареги (тоже берберы) в отличие от земледельцев амазигов кочевой народ.
    В 70-е годы из туарегов было создано мобильное военизированное подразделение, которое подчинялось лично Каддафи и воевало в Чаде, Судане, Нигере и Мали и вообще везде, куда посылал их непоседливый и импульсивный полковник. После упразднения легиона в 80-е годы туареги стали элитой вооруженных сил Ливии. Тут дело вот в чем. Туареги кроме Ливии, где как раз их не так много, живут в Судане, Чаде, Центрально-Африканской Республике и Мали. К границам  у туарегов, как у истинных кочевников, отношение диалектическое. Поэтому когда Каддафи нужно повоевать, он нанимает туарегов. Которые идут к нему служить не зависимо от того, где они до этого кочевали. Надо было повоевать сейчас, он их, как обычно, и нанял. Это и есть те чернокожие наемники, о которых так много говорено.
    В Марокко политика в отношении берберов всегда была наиболее либеральна. Они имели там возможность издавать литературу на берберском языке, слушать радио и телепередачи и так далее. И, тем не менее, берберы там бунтовали практически непрерывно с момента получения Марокко независимости  и по 70-ые годы. Берберское большинство Марокко не желало признавать власть арабской элиты пока, фактически, не победило. Короли Марокко начали массово назначать берберов на руководящие государственные и военные должности. А с началом теперешней весны и вовсе пошли на беспрецедентны шаг — уравняли в правах арабский и берберский языки, сделав последний государственным наравне с арабским.
    В Ливии берберов амизигов («амазиг» по-амизигски означает «человек», слово «берберы» происходит от слова «варвары») проживает где-то полтора миллиона на западе страны. И миллионов пять их живет на востоке Алжира (в Кабилии). Когда-то граница между Ливией и Алжиром была границей между итальянской и французской колониями. Которая прошла по землям амизигов, сделав их гражданами разных государств. Но тогда их мнением интересовались в такой же степени, как и мнением бродящих по Сахаре верблюдов.
    После распада французской и итальянской колониальных империй власть в них перешла к арабам, которые нацменьшинства не жаловали и держали в строгости.  Амазиги эти строгости испытали в полной мере, особенно в Алжире. Поэтому восстание амазигов в Ливии не может не иметь алжирского продолжения.
    В Алжире берберы составляют треть населения и тоже бунтуют против арабов непрерывно. В 90-е годы в четырех восточных районах страны активизировался Фронт Освобождения Берберских народов в странах Магриба, борющий за создание независимого государства амазигов. У этого государства даже уже есть флаг с триколором пастельных тонов и символом, похожем на жука.
    Штаб-квартира этой организации находится в Париже, что совершенно естественно. 2 миллиона французских граждан по происхождению берберы амазиги, эмигрировавшие туда из Алжира. Во Франции берберов называют берами. Там же на ниве зашиты неотъемлемых прав амазигов трудится Всемирный Конгресс Амазигов (ВКА), который начинал с содействия обучению берберской молодой поросли во французских ВУЗах. Но тут главное начать.
    Амизиги начинали с демонстрационного исполнения берберских танцев и песен на улицах Алжира. Так что лезгинка в главных площадях Москвы и Питера — это прием не новый. Чуть позже кроме песен и плясок берберы занялись терактами. В результате руководство Алжира в 1991-1992 годах  смягчило политику арабизации, допустив преподавание берберской культуры в вузы страны.
    Считалось, что Францию интересовал доступ к нефтяным залежам в алжирских провинциях Тизи-Узу и Беждая, образующих так называемую «Большую Кабилию». Впрочем, сейчас очевидно, что Францию интересовали и нефтяные районы Ливии. С января 1992 году Алжир находился в состоянии чрезвычайного положения, поскольку исламисты, победившие на выборах 1991 года, начали войну с берберами. После резни берберов в 2001 году в Алжире (200 тысяч полегло без особого освещения в человеколюбивой прессе) в Ливию хлынули берберские беженцы Кабилии, обладающие опытом активного вооруженного борьбы.
    В случае с Ливией берберы вообще являются «титульной нацией», так как страна берет свое название от названия одного из берберского народов — ливов. Вообще, бедуинское и негритянское население Ливии всегда были за Кадафи. А берберы — против. Запад Ливии это берберы, ну а восток, соответственно, бедуины. Вернее те же берберы, но арабизированные (дарса, фавахир). Народ кадафа, кстати, из которого происходит сам Каддафи, проживает между западом и востоком и тоже арабизирован, но не так чтобы очень.
    Восстание против Каддафи началось на востоке Ливии, берберы сначала сидели тихо. Потом, когда устаканилась боевая ничья между Триполи и Бенгази, то есть спустя пару месяцев после начала мятежа в Киренаике, азамиги решили, что их час пробил. В полную силу движение амазигов проявило себя 16 марта в области Джебель аль-Гарби на западе Ливии в городах Эз-Зинтан и Эр-Рагуб. Потом они резко рванули на Триполи и захватили город.
    Опасениями Алжира по поводу того, что ливийские берберы амазиги попытаются поддержать родственных им алжирских кабилов, среди которых все более усиливаются сепаратистские настроения, полностью обоснованы. Поэтому Алжир поддерживал Каддафи как только мог. Пока мог сопротивляться Франции. Но когда французский иностранный легион начал тренировать амазигов, к которым оружие хлынуло рекой, Алжир сдался. А вслед за Алжиром сдался Каддафи.
    Кстати, с падением режима Каддафи конфликт отнюдь не закончился. Между бедуинами восточной Ливии и берберами западной нет ничего общего. Даже территориально они разделены еще не захваченными землями народа кадафа. И даже если конфликт между ними не будет носить вооруженный характер, он все равно будет.
    И еще. Алжирская Кабилия себя еще покажет, причем в самом ближайшем будущем.
    Категория: Мои пряные тексты | Добавил: 1954 (22.05.2013)
    Просмотров: 1274 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Маковецкий Михаил Леонидович© 2020