Текст Библии — это и есть эталон еврейской литературной традиции. Не зависимо от того, на каком языке еврейская литература в дальнейшем создавалась, иврите, идише, русском или английском. И Шалом-Алейхем просто творил в рамках этой традиции. Как и Жванеций, к примеру. Вот эту литературную традицию, в меру своего скромного дарования, я и хотел донести до русскоязычного читателя.
Я совершил дерзкую попытка сделать литературно-шутливый перевод Библии на современный русский язык. Иврит и русский я знаю примерно на одном уровне. Поэтому и решился.
Шииты считают равнозначными пророка Мухаммеда и его зятя (одновременно двоюродного брата) Али. Шииты считают, что сунниты убили законного, назначенного самим пророком преемника Мухаммеда, Али (у Мухаммеда не было наследников по мужской линии). И, в результате, захватили власть в исламском мире. После чего сунниты уничтожили Коран, который написал пророк Мухаммед, и написали свой Коран со своими корректировками и добавлениями. В действительности же после смерти пророка Мухаммеда в 632 году началась борьба за то, кто станет его приемником. Изначально им был избран его двоюродный брат и зять — Али. Его сторонников стали называть «Шиит Али» (сторонники Али). Но Али, четвертого праведного халифа, зятя и двоюродного брата Пророка, а также его сыновей Хасана и Хусейна убил Абу Сафьян. Абу Суфьян был молочным братом Пророка, их кормила одна женщина по имени Халима из племени Саад. Возможно, она и была их матерью, так как Мухаммед и Абу Сафьян были очень похожи. Что не мешало им, впрочем, остро конфликтовать. Абу Сафьян воевал с пророком Мухаммедом, но после его смерти и убийства Али возглавил исламские завоевания. Последователей Абу Суфьяна называют суннитами. Кто был автором канонических текстов Корана, и кто и что там переделал - сказать сложно. Но однозначно известно, что и пророк Мухаммед, и Абу Суфьян — личности существовавшие в действительности. Абу Суфьян был отцом Муавии, основателя династии Омейядов. А так как династия Омейядов правила исламским миром первые сто лет его существования (661–750 годы), то сунниты и стали господствующим большинством мусульман. И шииты — униженным меньшинством. Ненависть к семье Абу Суфьяна — ключевой элемент шиизма. Абу Суфьян для шиитов — это чудовище, злонамеренный самозванец (Даджаль), который во главе армии, состоявшей в основном из евреев, покинул Сирию и отправился убивать шиитов. Христианство в шиизме интерпретировано следующим образом: Сунниты под предводительством Абу Суфьяна были слишком слабы, чтобы противостоять сторонникам Али-шиитам, но Господь отправил им на помощь пророка Ису (Иисуса). В результате им удалось победить шиитов и убить Али и его сыновей. Что в какой-то степени правда, так как в на заре ислама сунниты были более терпимы к евреям, чем шииты, и в конфликте между шиитами и суннитами евреи всегда были на стороне суннитов. Вообще, влияние христианства на ислам значительно, а иудаизма — колоссально. Собственно, весь Ветхий Завет имеет интерпретацию в исламе. К примеру, принесение в жертву Исаака и его спасение — в исламе это Курбан Байрам (курбан - в переводе с иврита "жертва"). Мусульманин может использовать синагогу в качестве мечети. Все, что кошерно для евреев — халяльно и для мусульман (кроме спиртных напитков, который ислам запрещает, а иудаизм — нет). А династии Омейядов была к евреям терпима в особенности. Собственно завоевания мусульман — это завоевания Омейядов, которые были терпимы и к евреям, и к христианам, и вообще ко всем национальным и религиозным меньшинствам. И активно и умело использовали их в своих завоеваниях. В частности, именно евреи помогли мусульманам взять укрепленные города Испании, открыв им городские ворота в Кордове и Толедо, поскольку предпочли терпимость мусульман жестокости и религиозной нетерпимости вестготов. А евреев на Пиренеях было очень много. Все прибрежные города Пиренейского полуострова — это бывшие финикийские колонии. Разница между евреями и финикийцами была в том, что евреи были монотеистами (иудеями), а финикийцы язычниками. Во всем остальном это был один народ, говоривший на одном языке и пользовавшимися одной азбукой. В период после падения Римской империи в финикийских колониях шел интенсивный процесс перехода от язычества в иудаизм. И к моменту появления на Пиренеях мусульман процесс перехода финикийцев в иудаизм практически завершился. В результате и получилось огромное количество евреев в мавританской Испании… Вооруженное восстание, которое положило конец династии Омейядов, возглавили потомки Аббаса, дяди пророка. При Аббасидах было покончено и с терпимостью суннитов, и с победами исламского оружия. И началась медленная, но верная деградация арабо-исламского мира. Завоевания тюрков, которые так же приняли ислам суннитского толка — это была уже другая история. При хане Узбеке (1313-1342 гг.) в Золотой Орде по воле ее государя вводился ислам, но это тоже, история совершенно другая. Была еще блистательная мавританская Испания, но там-то как раз правили Омейяды, сохранившие традиции терпимости к иноверцам. Фактически, мавританская Испания от остального исламского мира отличалась качественно.